Маркировка — нанесение специального Data Matrix-кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных, для возможности отследить товар на каждом этапе реализации. 

Основная задача всего процесса маркировки — повысить уровень безопасности россиян, снизить количество контрафакта и некачественных аналогов.

Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Потребитель может просканировать код маркировки на купленном им товаре и узнать всю информацию о нём: где и кем произведён, срок годности и т.д.

С 2019 года в России вводится система отслеживания маркированных товаров Честный ЗНАК.

Среди групп товаров, которые подлежат обязательной маркировке, присутствуют:

  • Молочная продукция
    С 1 сентября 2022 года обязательно фиксировать выбытие мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации через кассы.
    С 1 сентября 2022 года обязательно фиксировать выбытие остальной молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации через кассы.
    С 1 сентября 2022 года  обязательно фиксировать выбытие молочных продуктов сроком годности более 40 дней при розничной реализации через кассы.
    С 1 декабря 2023 года обязательно фиксировать выбытие маркированного товара из оборота по всем остальным причинам, кроме продажи: списание просрочки, испорченного товара, использование для приготовления блюд. 
  • Упакованная вода
    С 1 марта 2023 года обязательно фиксировать реализацию маркированной воды через кассы.
  • Табак
    С 1 июля 2019 года обязательно фиксировать реализацию маркированной табачной продукции через кассы.
    В настоящий момент существует запрет по закону о продаже табачной продукции в местах общественного питания
  • Пиво и слабоалкогольные напитки
    С 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года проведение эксперимента по маркировке пива. 
Если реализуется только часть маркированного товара, например: молоко добавляется в кофе, а не продается отдельной упаковкой, как бутилированная вода — такие случаи не надо фиксировать в r_k Lite.
  • Спишите такой товар в личном кабине Честного знака в течение трёх дней после открытия, списывать необходимо сразу всю упаковку.
    Выберите нужную статью для списания: для собственного оборота.
  • В самой карточке товара укажите Признак предмета расчета: Маркированный товар, и убедитесь что чек-бокс Продается в разделе Основные настройки не активен.

Подробнее о настройках признака маркированного товара читайте в статье Добавление признака маркированного товара.

Схема работы с маркированной продукцией

ЧЗ — Честный знак

УПД — универсальный передаточный документ. Для приемки маркированных товаров необходимо получить от поставщика универсальный передаточный документ: УПД со сведениями о кодах получаемой продукции при помощи систем электронного документооборота.

ЭДО — система электронного документооборота. 

DataMatrix — двумерный матричный штрихкод, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе.

ККТ — контрольно кассовая техника

ОФД — оператор фискальных данных